Внедрение системы контроля качества работ (QAQC), выполняемых сервисными компаниями – один из основных вопросов успешной деятельности Компании. Проект внедрения и развития системы аудитов качества осуществлялся в области гидравлического разрыва пласта (ГРП), кислотных обработок (ОПЗ) и прострелочно-взрывных работ (ПВР).
Система аудитов качества внедрялась специально сформированной группой региональных аудиторов, под руководством Департамента внутрискважинных работ БН Технологии, выполняющих на регулярной основе аудиты качества по направлениям ГРП, ОПЗ и ПВР.
В рамках внедрения и развития данного проекта были разработаны и отлажены механизмы автоматизированной обработки результатов аудитов качества, а также взаимодействия и работы с подрядчиками с целью повышения качества работ.
Организационно процесс аудита представляет собой открытый диалог между заказчиком и подрядчиком, технически – выявление и анализ существующих проблем и недостатков, выработку путей их решения. Все это направлено на снижение вероятности неуспешных геолого-технических мероприятий, возникающих по причине некачественного проведения работ.
Что такое аудит качества? Для оценки качества работ, выполняемых подрядчиками, были разработаны специальные требования, обязательные для исполнения. Они базировались на требованиях технических стандартов ТНК-ВР, которые, в свою очередь, были разработаны с учетом требований российской и мировой практики в каждой конкретной области, а также российского законодательства.
С 2007 года выполнение требований технических стандартов ТНК-ВР входило в контрактные обязательства сервисных компаний. В каждом направлении существовало несколько выделенных категорий требований, которые зависят от специфики работ. При этом в каждом направлении обязательно присутствовала категория, касающаяся охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды (ОТ, ПБ и ООС) – данному вопросу в Компании уделялось особое внимание.
Результаты каждого выполненного аудита направлялись в сервисную компанию, которая в течение трех дней была обязана прислать ответ на выявленные нарушения с указанием сроков их устранения.
Необходимо отметить, что аудитор ТНК-ВР в процессе аудита выполнения работ являлся активным участником рабочего процесса. Он напрямую взаимодействовал с персоналом сервисной компании и в случае грубого нарушения подрядчиком стандартов ТНК-ВР имел полномочия остановить работу. После каждой операции аудитор прямо на месте работ проводил совещание с персоналом подрядчика по вопросам выявленных нарушений.
Работа над ошибками
В месяц группа аудиторов выполняла более 100 аудитов качества, что требовало значительных усилий для последующего анализа и дальнейшего контроля устранения выявленных замечаний.
Для анализа и отслеживания такого объема данных были разработаны программы автоматического занесения результатов аудитов в базу данных (БД) и их последующего анализа. Они помогали оперативно отслеживать следующие параметры:
- разбивка по количеству аудитов, выполненных в месяц, по аудиторам, сервисным компаниям, Бизнес-единицам, Производственным единицам, месторождениям;
- средние показатели аудитов качества – по каждой сервисной компании в отдельности, по каждой категории требований, в целом по ТНК-ВР;
- детальная разбивка выявленных нарушений по отдельным сервисным компаниям и по ТНК-ВР в целом;
- количество ответов (обратная связь) со стороны сервисной компании на выявленные нарушения.
Подробные результаты аудитов из БД ежемесячно рассылались сервисным компаниям. Помимо этого, ежеквартально с каждой компанией в отдельности проводились встречи, посвященные качеству выполнения работ. На этих совещаниях подрядчики представляли квартальный отчет по результатам работ. Кроме того, обсуждались вопросы устранения выявленных нарушений, анализируются причины неуспешных работ.
Создал программы автоматического занесения результатов аудитов в базу данных (БД) и их последующего анализа:
- Система загрузки результатов проведенных аудитов с автоматической системой контроля корректности заполненной информации;
- Система автоматического анализа выполненных аудитов и подготовки квартальной отчетности по всем ключевым параметрам;
- Система сравнительной результативности работы аудиторов ТНК-ВР.
Данные программы были написаны в Visual Basic и позволяли использовать стандартные формы Excel аудиторских листов, что значительно упрощало процесс дальнейшей модификации и улучшения форм и форматов, применяемых в системе аудитов качества.
Благодаря внедрению процесса аудитов за два года средний показатель качества работ по ГРП вырос на 24,2%. С 2006 года качество выполнения работ по ПВР в среднем улучшилось на 13,2%. Аудиты качества по ОПЗ начали проводиться в феврале 2007 года, и за это время средний показатель качества этих работ увеличился на 17,8%. Все достигнутые результаты являются итогом командной работы, общие задачи которой выражаются в разработке технических стандартов, форматов и форм аудитов, а также форматов отчетности, выполнении аудитов, анализе данных, работе с подрядчиками и производственными подразделениями ТНК-ВР.